Последствия войны в Украине для мировой логистики
Война в Украине серьезно подрывает судоходство и авиаперевозки. Российские войска перекрывают маршруты доставок, логистические компании приостанавливают свои услуги, а тарифы на авиаперевозки стремительно растут. В материале CNBC подробно рассматривают проблемы, с которыми столкнулись грузоперевозки в Украине и не только.
Блокировка судоходства
Российские военно-морские силы блокируют судоходство в Азовском море. Оно является одной из немногих точек доступа к морской торговле в Украине. Дилан Альперин, руководитель отдела услуг в Keelvar, сообщает CNBC:
«Это привело к сильному скоплению судов, ожидающих прохода через Керченский пролив. Поскольку 70% украинского экспорта доставляется морским транспортом, заторы увеличиваются с каждым часом»
Кристиан Рулоффс, генеральный директор Container xChange, сказал:
«Части Черного и Азовского морей сейчас опасны или непроходимы. Были ракетные обстрелы судов, аресты кораблей и перекрытие путей для коммерческого судоходства»
Ситуация на местах в Украине чрезвычайно изменчива. Сообщения из этого района трудно или невозможно подтвердить.
«Несколько судов были поражены боеприпасами, сотрудники были убиты или ранены. А моряки всех национальностей оказались в ловушке на кораблях, пришвартованных в портах»
Рассказывает Международная палата судоходства.
Логистические компании сообщили, что движение грузов приостановлено, поскольку порты Одессы и Мариуполя закрыты.
Одесский порт является крупнейшим в Украине и основным экспортным портом зерна. Он подвергается обстрелам и не может нормально функционировать.
Мариуполь, важный портовый город и промышленный центр, практически уничтожен.
Авиаперевозки и стремительно растущие цены
Воздушное пространство над Украиной закрыто для гражданских рейсов, а авиакомпании избегают летать над Россией. Из-за этого тарифы на авиаперевозки стремительно растут.
«Запрет на полеты отменил многие из этих рейсов и удалил 10 миллионов миль воздушного пространства для международных грузовых маршрутов»,
Сообщает Альперин. Это резко снизит пропускную способность, предоставляемую перевозчиками.
Джуда Левин, руководитель отдела исследований в компании Freightos Group, считает, что, авиакомпании будут выбирать альтернативные, более длинные маршруты, что увеличивает расходы топлива.
По словам Альперина, рекордные скачки цен на нефть ухудшат и без того плохие перспективы для перевозчиков.
«Мы сталкиваемся с рекордными отставаниями и задержками, и это все на фоне подорожания транспортировки»
Цены на нефть росли в течение нескольких недель и достигли рекордных уровней.
Левин сказал, что тарифы Freightos Air Index на перевозки из Китая в Европу выросли более чем на 80%. В конце февраля они поднялись до $11,36/кг. При этом некоторые перевозчики уже взимают надбавки за риск войны.
Биндия Вакил, генеральный директор по управлению рисками в Resilinc, сказал, что некоторые страховщики также увеличивают тарифы за доставку товаров в Черном море.
Многие логистические компании приостановили поставки в Россию и из Украины. А компании, занимающиеся контейнерными перевозками, избегают России.
DHL заявила, что закрыла офисы в Украине до дальнейшего уведомления. В то время как UPS сообщила, что приостановила рейсы в Украину, Россию и Беларусь.
Альперин отметил, что число перевозчиков, приостановивших рейсы в России, составляют около 62% от общего объема морских грузоперевозок.
Нехватка судоходных бригад
Международная палата судоходства предупредила, что сбои в цепочке поставок могут усугубиться из-за нехватки судоходных бригад.
По их словам, украинские и российские моряки составляют 14,5% мировой морской рабочей силы.
«Чтобы поддерживать беспрепятственную торговлю, моряки должны иметь возможность свободно садиться на суда и выходить из них по всему миру. Однако многие рейсы были отменены»
Говорится в заявлении. Они добавили, что некоторые экипажи оставили свои корабли в Украине из соображений безопасности.
«Опасения по поводу безопасности экипажа и увеличение страховых взносов при отправке судов в Украину или Россию также отпугивают судовладельцев от отправки кораблей в эти страны»
В феврале ассоциация, которая представляет 80% мирового торгового флота, заявила, что возможность оплаты морякам необходимо поддерживать через международные банковские системы.
США, ЕС и Канада договорились отключить ключевые российские банки от системы обмена сообщениями SWIFT. Система объединяет около 11 000 банков в более чем 200 странах. Что усложняет процесс выплат.
Поскольку стоимость российского рубля падает, это также может иметь побочные эффекты.
«Из-за девальвации рубля многие российские компании не могут позволить себе платить за товары, которые находятся на кораблях, и это приведет к большому количеству брошенных грузов и неоплаченных долгов по заказам»
Сказал Джеймс Кумбс, генеральный директор Digital Cargo.