Армия выигрывает сражения, логистика выигрывает войны
Дон Берчефф, полковник ВВС США в отставке, рассказал о проблемах в цепочках поставок во время войны, что из себя представляет военная логистика, и почему без продуманного снабжения не выиграть войну.
В 1979 году генерал Роберт Х. Бэрроу, командующий Корпусом морской пехоты США, произнес знаменитую фразу «Любители обсуждают тактику, профессионалы изучают логистику».
Вариантов цитаты существует множество, но поговорка, независимо от происхождения, остается верной. Сражения выигрываются и проигрываются не только на линии фронта, но и на линиях снабжения.
Генерал-лейтенант Дуглас Лют, выступая в в программе «Новости с Шепардом Смитом» на CNBC, поговорил о проблемах с логистикой и цепочками поставок, с которыми сталкивается Россия.
«Это не является чем-то необычным для наступательных сил. Особенно для армии с большим количеством бронетехники и большими затратами на логистику. По мере того, как они продвигаются вглубь Украины, они удаляются от баз материально-технического снабжения, что приносит множество проблем».
Дон Берчофф , основатель TruWeather Solutions и бывший военный, отметил, что логистическая сторона войны играет огромную роль в успехе любой операции.
«У вас всегда должна быть логистика. И вопрос, где и как вы будете размещать точки снабжения, чего вы пытаетесь достичь, должен быть основным».
Расстояние — ваш враг
«Чем больше расстояния, на которые вам приходится перемещать припасы, технику, военных, тем больше проблем у вас будет. В отличие от невоенной логистики, в боевых ситуациях цепочка поставок включает персонал базы, источники разведки и многое другое».
На каждого солдата на передовой приходится минимум два человека в снабжении. Они перевозят оборудование, боеприпасы, продовольствие и топливо. Чем дальше от базы материально-технического снабжения колонна, тем сложнее становится пополнение запасов.
«Они не могут подъехать к ближайшей заправочной станции, чтобы пополнить бак. Поэтому нужно брать все с собой. Главная сложность заключается в безопасности этих колонн снабжения. Если вы перевозите топливо, вы должны защищать автоколонны с горючим, для этого у вас должно быть достаточно персонала».
Транспортные средства, перевозящие топливо, являются первоочередными целями. Без топлива военная техника бесполезна. Довольно легко определить, где они будут находиться, что открывает их для воздушных атак, придорожных бомб и атак гранатами.
«Большинство людей действительно не понимают, что да, там многочисленная армия, но нужно приложить много усилий, чтобы сделать эту армию эффективной»
Берчофф отметил несколько вопросов, которые необходимо решать в любой боевой ситуации:
- Откуда поступает топливо?
- Как его передать армии?
- Как вы будете его защищать?
«Главное в войне — это превосходство в воздухе. Если вы хотите контролировать землю, вы должны контролировать воздух. Потому что каждый наземный объект уязвим для атак с неба».
Зависимость от иностранной помощи
Ключевой проблемой, с которой столкнулся Берчофф во время службы в ВВС США, был поиск топлива. Базируясь в Центральной Азии, военные зависели от иностранной помощи.
Это означало найти поставщиков, защитить этих поставщиков, протестировать топливо, чтобы убедиться, что с ним все в порядке, и безопасно доставить его от источника до базы.
«Логисты организовывали доставку, но цепочка поставок зависела от гораздо большего количества людей. Разведка проверяла надежный ли поставщик, какие маршруты безопаснее и не планируется ли диверсий».
Однако, в отличие от коммерческих цепочек поставок, забота об эффективности и контроле затрат была минимальной.
«Я не думаю, что большинство командиров беспокоит, сколько денег вы тратите. Они думают о том, сколько у них есть запасов и могут ли они получить больше».
Знай свою местность
Военную логистику волнуют и другие вопросы, в том числе местность и погода.
Берчофф уточняет, что поиск подходящих точек снабжения является ключевой частью успешной логистической операции.
«Например, дорога, которую вы используете может быть хорошо асфальтированной дорогой из Беларуси в Украину, но вокруг нее много леса, так что это вас сдерживает. Вы должны думать о линиях снабжения».
Широкая сеть военных баз в местности также имеет значение. Например, когда силы США и НАТО вмешались в боснийскую войну в 1994 году, силы коалиции могли взлетать с дружественных авиабаз, где можно было легко дозаправить истребители. Чего нельзя было сделать в Афганистане.
Связь военной и коммерческой логистики
Военные логисты имеют много общего со своими «мирными» коллегами, но есть и некоторые важные отличия.
Например, в коммерческой логистике узкие места хорошо известны специалистам, но в зонах конфликта это становится непредсказуемо. Возможно рассчитать, что в сильный дождь или снегопад грузовик с товаром задержится. А вот предсказать попадание ракеты в ваши колонны снабжения — гораздо сложнее.
В любом случае обе логистики должны работать бок о бок во время войны. Доставка гуманитарной помощи, продуктов питания и товаров первой необходимости населению не менее важно, чем доставка боеприпасов. Четко отлаженные процессы во всех сферах позволяют выигрывать войны.
Оригинал статьи можно прочесть здесь.