Влияние войны в Украине на рынок поддонов ЕС
В апреле на рынке логистики мелькала новость: Европейский рынок поддонов страдает из-за войны в Украине. В октябре — другая: Отечественные производители поддонов шокируют рынок ЕС. Что происходит рассказывает Александра Горбенко, marketing communication manager компании Sklad Service, основатель Logistics in Ukraine.
Весна 2022: Поддоны движут миром
Фраза, которая известна многим логистам. В оригинале – Pallets move the world – и это действительно так. Появившаяся во время Второй Мировой, эта тара стала самой популярной в мире. Сейчас рынок поддонов Европы в состоянии шока. И вот почему.
Еще весной Европейская ассоциация паллет (EPAL) и Европейская федерация производителей деревянных поддонов и упаковки (FEFPEB) предупреждали, что деревянные поддоны в Европе в скором времени могут постичь дефицит. Причина – война в Украине. Связь – прямая.
В мирное время Европа массово импортировала деревянные поддоны и материалы для их изготовления из трех стран: Украины, России и Беларуси. Собственно, дальше можно не продолжать: срывы и закрытия производств в Украине, западные санкции против РФ и РБ. Как следствие, вероятность роста цен на поддоны и риск их нехватки.
В статье, опубликованной в Euronews Next, Ukraine war is hurting Europe’s pallet supply, and Russia’s army may be feeling the squeeze too ссылаются на слова Майкла Модуньо, соучредителя и вице-президента PGS, компании, которая продает и арендует деревянные поддоны по всему миру.
Он говорит, что примерно 1/4 древесины, используемых в паллетной промышленности Европы, обычно поступало из Украины, Беларуси и России. И в апреле на заводах уже не хватало более 25% древесины. Тогда же было сделано предположение, что странами, которые наиболее пострадают от сокращения поставок, станут Германия, Италия и Нидерланды.
Теперь немного цифр. Известно, что в 2021 году, по данным FEFPEB, Европа импортировала более 2,7 миллионов кубометров пиломатериалов хвойных пород, большую часть которых использовала для изготовления деревянных поддонов и упаковки.
«Раньше из России, Беларуси и Украины в Европу экспортировалось около 20 миллионов поддонов. Теперь вдобавок к отсутствию древесины (на рынке), у нас также отсутствуют поддоны»
Цитируют г-на Модуньо.
Для справки: Украина в прошлом году изготовила и экспортировала около 15 миллионов поддонов, большая часть из которых отправлена в Европу. Итак, из 20 млн поддонов из трех стран, 15 млн – это именно украинские. Впрочем, вспоминая о поддонах помним, что речь идет не только о древесине, но и о гвоздях. По словам Модуньо:
«Заканчиваются гвозди, потому что большинство производителей гвоздей в Польше и Восточной Европе раньше покупали сталь в России».
Опять же, ничего нового под лунным светом нет. Об этом весной предупреждала Немецкая Федерация по производству поддонов HPE:
«Производители столкнутся с острой нехваткой гвоздей, ведь 90% их экспортировали. А для производства одного поддона требуется от 70 до 80 штук. Нет гвоздей – нет поддонов».
Можно было бы сделать самим, но по данным Transporeon нехватку поддонов в Германии связывают с тем, что немецкое оборудование и изготовление гвоздей рассчитано на соответствующее качество стали, которую среди других стран, экспортировали из РФ. Подобное оборудование не так легко перенастроить. А значит, все это в сочетании с последствиями пандемии уже привело к проблемам в цепях поставок и беспрецедентному росту цен.
Стоимость поддонов растет не только из-за физической нехватки, но и из-за роста отраслевого индекса цен HPE на пиломатериалы и изделия из древесины. До COVID-19 кубический метр древесины стоил около 150 евро. В марте он превысил 450 евро.
Стандартный европейский поддон, известный как Euro pallet (EPAL), сейчас стоит примерно 23 евро по сравнению с 9 евро в конце 2020 года. Французская торговая ассоциация подтверждает, что цены на поддоны выросли с 7 евро до 29 евро, что на 400% больше.
Почему растет цена древесины? Европа начала восстанавливать экономику (после пандемии) и строительство, а вместе с этим спрос на поддоны пошел вверх, затем ко всему присоединился рост затрат на энергоносители.
Впрочем, эксперты считают, что невозможно предусмотреть все косвенные последствия войны на рынок деревянных поддонов и утверждают:
«Если в Европе возникнет дефицит тары, придется отдать приоритет стратегическим секторам, таким как фармацевтическая и пищевая промышленность».
Весной выход из сложной ситуации видели в повторном использовании поддонов.
Лето 2022: Рост спроса на ремонт поддонов
Летом Supply Management, ссылаясь на Национальную ассоциацию поставщиков паллет Великобритании (UK), опубликовал довольно интересное интервью одного из ее представителей. По словам эксперта, цены стали заоблачными, а спрос на многократное использование паллет достиг уровня, которого Европа еще не видела.
По данным издания, война, развязанная Россией, помешала доставке древесины на рынки Западной Европы. Особенно сильно ударило по Нидерландам: там наращивают запасы любых поддонов по любым ценам.
Один из дистрибьюторов Ассоциации говорил, что цены на поддоны для конечных потребителей выросли на 60-70%.
«Наш собственный объем поддонов, поступавших за январь-июнь включительно для осмотра/ремонта и возвращения на рынок, упал на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, который сам по себе был примерно на 25% ниже, чем до пандемии».
Спрос со всех сторон удвоил цены на древесину в течение года и побудил пользователей поддонов к поиску альтернатив. Что привело к увеличению давления на подержанные поддоны. Пандемия также ускорила переход в онлайн-магазины, создав гораздо более высокий уровень спроса со стороны интернет-ритейлеров.
«Те, кто может пойти на компромисс по размеру и спецификации, легко будут адаптироваться, но многие автоматизированные системы сбора и сортировки заказов полагаются на конкретную конструкцию поддонов, где будет гораздо труднее найти поддоны правильной спецификации».
Осень 2022: Украинские поддоны вытесняют рынок Польши.
И вот сейчас. В Польше начали говорить, что продажи поддонов для перевозки грузов ежедневно падают, обращение некоторых производителей поддонов сократилось на 30% и продолжает падение. Все из-за украинских поставщиков. Невероятно, но они смогли возобновить работу деревообрабатывающей отрасли, несмотря на войну, и буквально «завалить» рынок соседней Польши.
Поскольку отечественные поддоны дешевле, конкурировать производителям ЕС становится сложнее.
Ярослав Бендяк, руководитель департамента Автоматизация, компания Sklad Service, приводил объяснение этому в программе дайджеста «Новости логистики»:
«В ЕС расходы на топливо и электроэнергию продолжают расти, стоимость древесины увеличилась на 40%, а предприятия пытаются использовать имеющиеся поддоны как можно дольше: ремонтировать, покупать подержанные».
Всё это открывает отечественным производителям рынки ЕС. Главное требование – соответствие стандартам EPAL.
О том, что происходит на отечественном рынке поддонов, нужно спрашивать наших производителей. Всех. И тех, кто является лицензированным членом Ассоциации, и тех, кто таковыми не является. Впрочем, с чем действительно можно согласиться, так это с тем, что подавляющая часть крупных компаний смотрит в сторону тары многоразового использования: пластиковых паллет, ролл-кейджей.
Потому что логистика это не только оперативка, это стратегия. Стратегия оптимизации ресурсов, объема, площади, грузового места и расходов, связанных с ними. Так что, делаем выводы и держим удачу за хвост! Она должна быть наша.
Компания Sklad Service является нашими партнерами и предоставляет комплексные решения для эффективной логистики, обеспечивают качественный сервис и поддержку на всех этапах сотрудничества.