Что такое «Смарт-Логистика» и откуда она взялась
Сегодня в нашей рубрике «Эксперты» поговорим о Смарт-Логистике. Что это за зверь такой и как он может быть полезен вашему бизнесу, рассказал Владислав Кураев, директор по логистике в «Athletics».
Сам термин «Смарт-Логистика» появился совсем недавно, примерно в середине 2010-х годов. И объединиk в себе инновационные разработки и технологии, которые лежали в основе Smart-City.
Коротко о Smart-City
Идея родилась в конце 90-х годов прошлого века, но сформировалась окончательно в «нулевых» и начале 2010-х годов. И сейчас все больше современных мегаполисов стремятся обустроить себя по принципу Смарт-Сити.
Амстердам, Торонто, Сингапур – это лишь небольшой перечень городов, которые поставили перед собой цель стать Smart-City и развивать современные технологии: Smart Energy (день/ночь, электроэнергия/газ, ветер/уголь), Smart Transport (городской и пригородный трафик, парковки, общественный/частный транспорт, велосипеды и т.д.), Smart Building (парки/торговые центры/жилые дома/промышленные зоны). Все это служит для улучшения качества жизни жителей, а также для оптимизации городской инфраструктуры и бюджета.
Система датчиков, технологий и алгоритмов анализа
- датчики движения
- RFID-метки
- мобильные беспроводные сети
- датчики объема/температуры/состава воздуха
- mesh сети
Это лишь частичный перечень источников онлайн-данных о состоянии города и его жителей. Кроме этого, существуют алгоритмы, которые помогают коммунальным службам, архитектурным комиссиям и городской администрации принимать как мгновенные, так и долгосрочные решения для развития и улучшения жизни города, а также оптимизировать финансовые затраты на все эти решения.
Как это касается логистики?
Все вышесказанное хорошо вписывается в логистическую инфраструктуру современной компании или бизнеса. Рассмотрим основные составляющие цепочки поставок для применения технологий Smart-City и создания Smart-Logistics.
Во-первых, склад как основной логистический объект, генерирующий большую часть постоянных затрат (аренда, фонд оплаты труда, обслуживание). Современные WMS-системы и терминалы сбора данных – это лишь первый этап сбора аналитики о складе.
Технологии iBeacon и датчики движения помогут оптимизировать перемещение по складу, как сотрудников, так и любого механизма – штабелера, работа или автоматизированной тележки.
RFID-метки на товары и mesh сети помогут точно разместить груз по типу хранения и обработке в нужных пропорциях. Сейчас потери обычного склада из-за отсутствия оптимизации этого участка составляют от 20 до 50%.
Во-вторых, транспортировка сырья, полуфабрикатов, готовой продукции или товаров. Основные алгоритмы оптимизации знакомы каждому логисту:
- оптимизация расстояния
- оптимизация времени
- оптимизация по проценту заполненности транспорта
Однако данные, используемые при расчетах, статичны. Процент использования автомобильного транспорта, даже при качественных кольцевых рейсах, находится на уровне 60-63%. Использование лазерных измерителей объема и YMS (Yard Management System) позволит оптимизировать транспортную составляющую.
В-третьих, и конечно же, главное – это системы планирования (системы, управляющие важнейшими элементами оборотных средств любого бизнеса). Имея онлайн-данные о погрузке мощностей (производственных, складских, розничных), можно и нужно повышать качество обслуживания клиентов. Цель 100% уровня обслуживания клиентов может быть достигнута.
Пример Porsche
На этом этапе развития Smart-Logistics наиболее интересным, на мой взгляд, является решение Porsche для производства таких моделей, как Panamera и Taycan.
Пунктуальное прибытие деталей и полуфабрикатов на производственные линии в Цуффенхаузен и Ганновере контролируется GPS-трекерами, датчиками движения и RFID-метками на сборочных линиях в Лейпциге. Все это, а также передовые алгоритмы анализа помогает удерживать эксплуатационный запас материалов и комплектующих в производственной системе на уровне 0,8 суток. А уровень сервиса на 99,5–99,6%.