Тренды логистики в 2024 году
Мир логистики постоянно меняется. Последние четыре года, показали, что глобальная цепочка поставок подвержена сбоям и инновациям. Мы видели, как сбылись многие тенденции. Хотим поделиться шестью ключевыми тенденциями, которые, вероятно, повлияют на логистику в 2024 году и в последующий период.
1. Цифровизация логистики
Хотя о цифровизации говорят уже давно, к следующему году для многих грузоотправителей она, станет реальностью. Суть в том, что пандемия Covid и переход на удаленную работу заставили отрасль и логистики перейти на цифровые технологии. Крупные игроки, такие как Maersk, MSC, Hapag-Lloyd и другие, перешли на цифровые технологии. Но произошло нечто чудесное: транспортные компании также перешли на цифровые технологии и во многих случаях внедрили собственные программные системы и инструменты для своих клиентов.
Искусственный интеллект (ИИ) и технология блокчейна могут способствовать дальнейшей цифровизации и автоматизации мира судоходства. Ожидается, что разработки в этих областях улучшат отслеживание поставок в режиме реального времени и прозрачность цепочки поставок, опираясь на программное обеспечение, которое уже используется в отрасли.
Еще одним масштабным шагом в сторону цифровизации является внедрение безбумажной доставки. Многие следуют этому примеру, поскольку цифровые платформы играют все большую роль в доставке.
2. Экономические препятствия
После тяжелого экономического периода эпохи пандемии и экономических потрясений каждый бизнесмен надеется, что тяжелые экономические времена остались позади. Есть много аспектов экономики, в которых можно чувствовать себя уверенно: рост заработной платы, шаги по сокращению разрыва в доходах, смягчение регулирования.
Однако остается еще много проблем. Инфляция еще не настолько низка, чтобы грузоотправители могли увеличить свои доходы и прибыль без увеличения затрат. В третьем квартале 2023 года цены на топливо резко выросли , и это отразилось на крупных океанских судоходных линиях. Поскольку Саудовская Аравия и другие страны ОПЕК+ сократили мировую добычу нефти , в 2024 году, вероятно, произойдет еще большая волатильность.
3. Устойчивое развитие логистики
Устойчивое развитие и более экологичные методы ведения бизнеса обсуждаются уже много лет. Но поскольку частые и дорогостоящие стихийные бедствия становятся нормой на фоне меняющегося климата, индустрия судоходства и логистики начала активизироваться и предпринимать смелые шаги. Глобальные регуляторы судоходства ввели правила, такие как правило Международной морской организации «IMO 2020», требующее более чистого топлива и модернизированных скрубберов выбросов, установленных на старых судах. К 2024 году, вероятно, будут объявлены более смелые действия.
Нехватка воды, такая как низкий уровень воды, наблюдаемый в этом году в Панамском канале, и чрезмерная засуха на западе Соединенных Штатов, сохранятся надолго. Порты по всему миру были вынуждены периодически приостанавливать работу из-за климатических явлений.
За последние несколько лет частный сектор активизировался с инициативами по продвижению судоходства с нулевым выбросом углерода к 2050 году (а в некоторых случаях и раньше). Лидеры судоходства, такие как Maersk , взяли на себя инициативу, и новые суда строятся с учетом электричества и альтернативных источников топлива. Тем не менее, пройдет некоторое время, прежде чем логистика станет полностью зеленой.
4. Доставка последней мили
За последние несколько лет экосистема доставки «последней мили» быстро изменилась, и к 2024 году крупные ритейлеры предпримут шаги, чтобы взять на себя многие аспекты своих операций по доставке «последней мили». За последние несколько лет Walmart, Target и Home Depot расширили свои варианты доставки последней мили, решив взять на себя некоторые операции у существующих перевозчиков, чтобы предлагать такие услуги, как более быстрая доставка. Многие ритейлеры также выбрали доставку в тот же день.
Благодаря внедрению правил и надзора, автономные решения для доставки, такие как беспилотные грузовики, могут войти в реальное использование уже в 2024 году . Доставка «последней мили» по-прежнему остается сложной частью логистики, особенно после проблем с цепочкой поставок в 2021 и 2022 годах. Крупные компании изучают возможности партнерства с новыми партнерами по выполнению заказов и даже сами берут на себя доставку «последней мили». Эта тенденция должна продолжаться.
5. Устойчивость цепочки поставок
Пандемия Covid выявила уязвимости в глобальных цепочках поставок. В ответ компании переосмысливают свои стратегии цепочки поставок, чтобы повысить устойчивость и внедрить управление рисками. Это включает в себя диверсификацию поставщиков, изменение источников поставок товаров, а для некоторых компаний – просто наличие плана. Аналитика становится еще более важной и будет играть большую роль в выявлении потенциальных рисков и связанных с ними мерах реагирования.
6. Кибербезопасность логистики
По мере того, как мир логистики переходит в цифровые технологии, кибербезопасность становится более важной, чем когда-либо. В 2024 году вполне вероятно, что судоходная отрасль в целом, а также связанные с ней партнеры будут вкладывать значительные средства в кибербезопасность. Соединенные Штаты инвестировали в кибербезопасность правительственных операций, а частный сектор начал делать это в огромных масштабах. Теперь настало время для судоходства сделать то же самое, поскольку более конфиденциальные данные перемещаются в облако, а грузоотправители осознают, что кибер риски выросли в геометрической прогрессии.
Отрасль, вероятно, будет вкладывать значительные средства в кибербезопасность для защиты конфиденциальных данных, защиты грузов от кражи и предотвращения кибератак, угрожающих операционной деятельности. Многофакторная аутентификация продолжит становиться нормой в судоходстве и логистике, как и в других отраслях.
2024 год станет годом глубоких инвестиций и внимания к будущему в области цифровизации, устойчивого развития, доставки последней мили, устойчивости цепочки поставок и кибербезопасности. В то же время глобальная экономика поставит новые задачи перед судоходной и логистической отраслью.