Война и бизнес. Как украинские розничные сети делают невозможное
Сотрудники компании LEAFIO рассказывают, как их украинские клиенты — ритейлеры адаптируют свои операции, меняют стратегии, корректирую цепочки поставок и логистику и делают все возможное для выживания в условиях войны.
Катерина Гончарова — руководитель отдела маркетинга эстонской компании LEAFIO AI Retail Solutions с офисом в Украине.
Гончарова поделилась с Supply Chain Digital, что происходит с предприятиями и цепочками поставок в Украине в условиях войны.
«LEAFIO — международная ИТ-компания, часть команды которой работает в Украине. У нас более 40 клиентов из Украины, с которыми мы постоянно поддерживаем контакт. От них мы знаем, как изменился их бизнес с начала войны и как они продолжают работать даже под бомбами».
Есть ли план розничной торговли на случай войны?
В повседневных условиях люди почти никогда не продумывают стратегии для бизнеса в условиях катастроф. Да, почти во всех договорах на поставку товаров и услуг есть раздел о форс-мажоре. Но в основном это уточнения об ответственности за нарушение условий, и не более того.
Поэтому неудивительно, что для руководителей розничных сетей нет подробных инструкций под заголовком «Как сохранить свой бизнес на плаву во время войны». Это было бы похоже на что-то такое.
Что делать, если:
- В один из ваших супермаркетов влетает ракета в первый день войны.
- Орда военных мародеров вторгается в город, где находится торговая точка вашей цепочки поставок, чтобы ограбить всех и вся.
- Половина сотрудников вашей компании не ходит на работу, потому что бежала с семьями от непрекращающихся ракетных обстрелов.
- Поставщики не могут доставить товар из-за ужасных пробок, вызванных оттоком беженцев из обстрелянных и оккупированных городов. Или из-за того, что ваши водители отказываются выезжать в опасные районы.
- Все ваши ключевые распределительные центры находятся под оккупацией.
- Ракета уничтожила вашу штаб-квартиру со всеми ее серверами.
К сожалению, все вышеперечисленное стало реальностью для тысяч предприятий по всей Украине. Народ Украины стойко борется за жизнь и работу в нечеловеческих условиях. То же самое относится и к украинским ритейлерам.
Пример сети Novus
До войны украинский ритейл был развитой сферой.
Один из клиентов LEAFIO — Novus, он входит в тройку крупнейших продовольственных ритейлеров в Киеве. В 2021 году он приобрел украинский филиал Billa. У него 89 супермаркетов, а ассортимент продукции включает 40 000 складских единиц (SKU).
Центральный офис Novus подвергся обстрелу и был полностью разрушен. Компания переехала туда всего пару месяцев назад. Помимо центрального офиса, был разрушен и флагманский супермаркет, который находился в том же месте.
Наряду с другими ритейлерами в Украине, Novus пришлось задуматься о внесении существенных изменений в свою цепочку поставок — в тех регионах, где она еще существует.
Изменения в цепочках поставок
В первую неделю войны большинство поставщиков остановили работу. Только 10% оставались активными. Со второй недели войны поставщики вернулись к работе по модели «полная продажа остатков». Пополнение товаров прекратилось, и все имевшиеся до войны запасы были распроданы в дефицитном режиме.
Многие склады были разрушены, что потребовало адаптации логистики и поиска поставок из альтернативных источников.
Одна компания из Харькова потеряла свой распределительный центр. Пришлось организовывать прямые поставки в магазины со складов поставщиков, используя собственный транспорт. Теперь они используют модель кросс-докинга.
Один из менеджеров компании объясняет.
«Ручной кросс-докинг происходит по принципу равномерного распределения товаров по всем магазинам в равных долях. Благодаря этому вся система заказа и выдачи продукции осуществляется в ручном режиме, без широкого использования автоматизации».
В связи с кардинальными изменениями в работе поставщиков существенно изменилась бизнес-модель ритейлеров. Раньше компаниям предоставлялась отсрочка по платежам, которая превышала товарооборот. Фактически розница тратила деньги поставщиков. Но с началом войны все изменилось, ведь поставщики стали брать деньги за доставленный в магазины товар сразу.
Как война в Украине изменила модель розничного бизнеса
До войны 90% ассортимента магазина были привязаны к конкретному поставщику, а для остальных 10% ассортимента поставщик мог меняться, в основном для товаров социального назначения и лекарств.
Но война парализовала многих поставщиков, а товары и склады были уничтожены, так что спецификаций на продукцию больше не существует.
В настоящее время розничные сети ищут продукты у любого поставщика, чтобы обеспечить население основными продуктами питания. Однако, и это не всегда возможно.
Уничтожение ассортимент продукции
Менеджер компании из Харькова рассказывает.
«Традиционная концепция структуры ассортимента перестала существовать. Сейчас во всех сетевых магазинах хаотичный набор товаров. Поставщики просто предлагают отгрузить любой товар, который есть у них на складе, а торговые сети ограничиваются закупкой только наиболее социально значимых товарных групп. 60% предприятий страны закрылись, а у людей заканчиваются деньги. Все чаще люди обращаются за гуманитарной помощью, а не идут покупать продукты в магазины».
В охваченных боевыми действиями областях — Харьковской, Донецкой и Луганской — наблюдаются признаки крупного продовольственного кризиса и нехватки самых необходимых товаров. Местное производство парализовано, а доставка из других регионов крайне затруднена.
В Харькове нет сливочного масла и всего один привоз мяса в четыре недели, в области дефицит гречки и вообще нет поставок соли.
Из-за нехватки муки и круп в регионе торговые сети были вынуждены искать и ввозить эти товары из других областей, несмотря на то, что это очень опасно из-за мин на дорогах и российских блокпостов.
Что с ритейлом в более спокойных регионах?
Розничный бизнес в центральной и западной Украине, которые остаются относительно безопасными, почти не пострадал. Магазины работают в обычном режиме — даже книжные и магазины игрушек.
Из-за ограничений на экстренный импорт, введенных правительством Украины, в первые недели на западе возник дефицит некоторых товаров. Для регулирования запасов первой необходимости магазины и супермаркеты ограничивают продажу основных потребительских товаров в расчете на одного покупателя.
Как ритейл помогает Украине?
Война далека от завершения. Хуже всего, что внешний мир начинает привыкать к тому, что в Украине идет война. В начале войны на границах ежедневно стояли очереди грузовиков с гуманитарной помощью. Сейчас на гуманитарных складах дефицит продуктов.
Украинский ритейл делает все возможное, чтобы людям было что есть.
В первую очередь они снабжают наших защитников, волонтеров, беженцев и мирных жителей продовольствием и водой. В военное время это не так просто. Ритейлеры понятия не имеют, сколько их магазинов будет существовать завтра и будут ли доставлены товары. Но несмотря на это продолжают открывать свои магазины каждое утро.
Серия статей основана на презентации, которую Елена Щепаник, директор по продуктам LEAFIO, представляет на мероприятиях по всей Европе. Вы можете посмотреть ее презентацию ниже.