Железнодорожные перевозки между Украиной и Польшей

Проблемы на железной дороге постепенно решаются, но мощностей и пропускной способности не хватает для массового экспорта. В статье Юрия Григоренко мы рассмотрим, в каком состоянии находятся грузовые перевозки между Украиной и Польшей.

Железнодорожные ворота в мире

В условиях полномасштабной войны украинский экспорт и импорт в значительной степени происходит через западные пограничные переходы с Польшей, где ключевую роль играют именно железнодорожные перевозки. Как оказалось, ни украинская, ни польская инфраструктуры не были готовы обрабатывать объем грузов, ранее перевозимых через морские порты, ныне заблокированные. В частности, польская инфраструктура больше рассчитана на импорт, а не на экспорт.

В 2022 году из-за железнодорожных пограничных переходов между Украиной и Польшей переправили 16,9 млн т грузов, что на 4,5 млн т или на 36,7% больше, чем за 2021 год. В целом в Польше грузоперевозки по железной дороге в 2022 году выросли на 2,1% – до 248,6 млн т.

Между Украиной и Польшей существуют шесть железнодорожных пограничных переходов, однако работают всего четыре. Их пропускная способность в сутки такова:

  • Ягодин – Дорохуск – 4 поезда или 200 вагонов;
  • Изов – Грубешув – 12 поездов или 600 вагонов;
  • Рава-Русская – Верхрата – 5 поездов или 150 вагонов;
  • Мостиска-2 – Медика – 6 поездов или 306 вагонов.

Проблемы, с которыми пришлось столкнуться

Основные технические причины ограниченной способности перевозки экспортных грузов через западные переходы:

  • разная ширина железнодорожного пути – в Европе она составляет 1435 мм, тогда как в Украине – 1520 мм. Это требует перегрузки товара из вагона в вагон, перестановки контейнеров (если товар находится в них) или колесных пар на вагонах;
  • дефицит перегрузочных мощностей на границе;
  • нехватка подвижного состава (вагонов – зерновозов, фитинговых платформ, локомотивов европути для перевозки дополнительных объемов украинских грузов;
  • ограниченная пропускная способность отдельных участков иностранных железных дорог (железная дорога в ЕС – это второстепенный вид транспорта, приоритет предоставляется автоперевозкой);
  • наличие весовых ограничений;
  • недостаточное количество вагонных тележек для перестановки и т.д.

Согласно Программе развития железнодорожных станций и переходов, граничащих со странами ЕС и Молдовой на 2022–2025 гг., планируется увеличить количество пограничных переходов с Польшей на три: Хыров – Старжава – Госграница, Рава-Русская – Гребенное, Хырев – Нижанковичи – Госграница . Уже восстановлены два железнодорожных участка на границе с Польшей: Госграница – Старая – Хырев – Нижанковичи – Госграница (линия 102) и Хырев – Самбор.

Объемы экспортных грузоперевозок зависят не только от пропускной способности, но и конъюнктуры рынка и других факторов. К примеру, сейчас соседние страны ЕС не хотят пускать украинский импорт зерновых. Также украинские грузоотправители сталкивались с ежеквартальными индексациями в сторону роста тарифов по европейским железнодорожным перевозчикам и ценовым спекуляциям в условиях повышенного спроса.

Среди «бюрократических» пограничных проблем следует отметить:

  • наличие дублирующих уходов и процедур контролирующими государственными органами разных стран;
  • длительная процедура согласования курсирования украинских вагонов после перестановки тележек по инфраструктуре других стран из-за разницы в габаритах подвижного состава;
  • задержки поездов на границе из-за наличия многих процедур (пограничные, таможенные, фитосанитарные).

Со своей стороны, член логистического комитета Европейской бизнес-ассоциации Юрий Щуклин отмечает наличие таких административных проблем железнодорожной логистики между Украиной и Польшей:

  1. Отсутствие какого-либо заблаговременного планирования и стыкового расписания. «Укрзалізниця» смогла осуществлять пассажирские перевозки с точностью 97%, а грузовые отказывается.
  2. Отсутствие ответственности. «Укрзалізниця» отказалась от ответственности по срокам и соблюдению качества перевозок (скорость).
  3. Отсутствие мотивации. Польские перевозчики не мотивированы увеличением эффективности и пропускной способностью переходов.

Железнодорожные решения

Давление экспортного потока украинских товаров на пограничную инфраструктуру требовало срочных действий. Среди реализуемых «Укрзалізницею» инфраструктурных проектов на границе с Польшей следует отметить следующие:

  1. Восстановлен участок Рава-Русская – Госграница эксплуатационной протяженностью 8,2 км.
  2. Завершена реконструкция сооружений железной дороги с электрификацией участка Ковель – Изов – Госграница.
  3. Восстановлены два железнодорожных участка, что прибавит еще два дополнительных перехода: Хырев – Старжава – Госграница (14,6 км) и Хырев – Нижанковичи – Госграница (24,2 км).
  4. Сделан капремонт колеи 1435 мм на участке Ковель – Ягодин – Госграница.

28 августа польский оператор Polskie Koleje Panstwowe Spółka Akcyjna (PKP S.A.) и АО «Укрзалізниця» подписали документ о сотрудничестве в развитии пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок между странами для увеличения экспортно-импортного потенциала. Это первое с 1994 года соглашение такого уровня между железными дорогами двух стран.

В то же время на железнодорожных переходах улучшилась ситуация с очередями, но не пропускная способность переходов. Более того, по словам Щуклина, она улучшилась не благодаря, а вопреки стремлениям «Укрзалізниці». Грузовладельцы дополнительно приобрели к уже существующему подвижному составу более 6 тыс. прицепов-самосвалов.

По мнению Юрия Щуклина, для улучшения железнодорожной логистики между Украиной и Польшей необходимо сделать следующее:

  1. Усиление планировки и стыкового расписания.
  2. Ужесточение ответственности всех участников логистики, что нужно решать на государственном уровне.
  3. Средства грантов, предоставленных союзниками, направлять на смену политикам и технологиям планирования, в «узкие» места устойчивого напряжения, которые должны определяться не в кабинетах, а в информационной системе, наполненной самими участниками перевозок, бизнесами и их планами производства.
  4. Торгово-промышленным палатам нужно наконец начать работать, в частности таким образом: собрать европейских предпринимателей (бизнесы), которые зарабатывают на обслуживании украинских грузов и заинтересованных получателей украинского зерна, и уже их устами и доказать Еврокомиссии или фермерам с их политиками, какую пользу несут украинские грузы польской экономике и открыть двери для увеличения нашего экспорта.

Расширенная статья автора по ссылке.

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

добавить XACKI на главный экран