Уроки военной логистики, которые Украина дала миру
Из логистики на войне в Украине можно извлечь много уроков. Многие из них касаются того, как нам нужно адаптироваться к современной войне и как подготовить экономику к возможным проблемам.
Во-первых, у поставщиков техники зачастую не было прямого доступа к месту боя для обучения личного состава, мест для организации хранения, обслуживания и ремонта.
Во-вторых, оборудование, используемое Украиной, отражает разрозненность промышленных баз и процессов логистики оборудования. Перед лицом этих проблем темпы, с которыми украинским силам пришлось интегрировать разнообразное оборудование и процессы поддержки, были чрезвычайно быстрыми. Хотя в начале конфликта это было довольно ситуативным явлением, сейчас оно становится все более эффективным.
На сайте НАТО кратко резюмируется, что логистика связана с «нахождением нужных вещей в нужном месте и в нужное время» и служит «мостом между развернутыми силами и промышленной базой». Несмотря на свою важность, этой теме часто уделяется меньше внимания, чем другим областям, пока не наступают кризисные времена.
Верхушка айсберга логистики
После российского вторжения в Украину внимание общественности было сосредоточено на тактике, используемой обеими сторонами для обеспечения собственного передвижения сил и техники, одновременно срывая передвижение противника. Контроль над объектами критической инфраструктуры был призван нарушить маршруты поставок Украины и доступ к критически важной инфраструктуре, необходимой для поддержания сил и населения.
В ответ Укрзализныца разорвала отношения с РЖД и разрушила железнодорожную линию между двумя странами. На этом пути Россия столкнулась с рядом логистических проблем. Началом стала 64-километровая пробка, вызванная военной колонной под Киевом в марте 2022 года. Ее транспортные средства часто подвергались нападениям, в результате чего у российских боевых машин заканчивалось топливо, и их приходилось оставлять.
Высококвалифицированный оборонительный ответ Украины заставил Россию отступить после потери большого количества техники в первые два месяца, когда предполагалось, что она планировала быструю военную операцию при небольшом сопротивлении с украинской стороны. Вооруженные силы Украины показали хорошие результаты.
Материально-техническая поддержка Украины была и остается огромной задачей, выходящей за рамки простого перемещения техники из точки А в точку Б. Она включает в себя человеческие ресурсы и подготовку персонала, размещение и защиту запасов, а также потенциал обслуживание и ремонт полученного оборудования. Эти вопросы охватывают весь спектр логистики.
Разнообразие поставщиков и оборудования военной логистики
Во время российско-украинской войны около 45 стран предоставили оборудование и другие формы помощи Украине. Требуемый уровень координации должен быть огромным, поскольку он затрагивает все уровни, а не только политический. Тем не менее, это сыграло решающую роль в установлении структурированного подхода и постепенном преодолении ограничений, связанных с первоначальным обслуживанием и обучением.
С самого начала российского вторжения Украина приветствовала любую поддержку, но настаивала на скорости передачи, продиктованных реальностью на местах.
Поставки боеприпасов и западных танков являются наиболее известными примерами того, как реальность на местах диктует определенные срочные запросы и время, необходимое для реализации этих запросов, как в политическом, так и в оперативном плане. В январе 2023 года США объявили, что предоставят 31 танк M1A1 Abrams для оснащения целого танкового батальона. А также проведут обучение по логистике и техническому обслуживанию. Вдобавок к этому Великобритания обязалась отправить 14 танков Challenger 2, а обучение украинских танкистов, как сообщается, завершилось в марте. Франция согласилась отправить украинским силам машины огневой поддержки AMX-10 RC, хотя первоначальный запрос Украины был на танки Leclerc. После некоторых колебаний Германия также одобрила экспорт 18 ОБТ Leopard 2A6 из запасов Бундесвера. Несколько других пользователей заявили, что предоставят ОБТ семейства Leopard 2 из своих собственных запасов.
Что касается боеприпасов, Совет ЕС в марте 2023 года достиг соглашения, чтобы отреагировать на это срочное требование. Было решено использовать трехсторонний подход, чтобы ускорить поставки и совместные закупки. Чтобы обеспечить Украину одним миллионом артиллерийских боеприпасов в течение следующих двенадцати месяцев. Первая часть соглашения Совета была подписана 13 апреля 2023 года, когда Совет объявил о мере помощи на сумму 1 млрд евро в рамках Европейского фонда мира (EPF) для возмещения государствам-членам боеприпасов, переданных Украине в дар, будь то из существующих запасов или путем перенаправления. существующие заказы.
Положения и инструменты закупок
Разрешения, необходимые для реэкспорта танков Leopard 2, также являются напоминанием о сложности экспортных правил, а также других административных процедур и процессов сертификации, которые регулируют передачу и экспорт оборонного оборудования. Эти различные правила в основном носят национальный характер. Опыт Украины дал некоторые намеки на то, что процессы экспортного контроля и другие правила могут быть лучше скоординированы между союзниками.
Учитывая объемы поставляемого в Украину оборудования и количество задействованных закупочных органов, административные усилия с украинской стороны должны быть значительными. Украина предоставила несколько «срочных запросов», которые западные страны пытались удовлетворить, во многих случаях после необходимой национальной и многосторонней политической координации. Как только будет достигнуто политическое соглашение, начинается настоящая логистическая работа. Однако в большинстве случаев закупки и поставки осуществляются с помощью собственных национальных инструментов и процедур закупок стран. Например, Инициатива США по содействию безопасности Украины (USAI) позволяет США закупать и поставлять в Украину напрямую из промышленности, а не использовать запасы Министерства обороны.
Вопрос в том, можно ли упростить эти многочисленные инструменты и процедуры закупок, учитывая, что оборудование поставляется разными странами и в них задействовано множество участников.
Техническое обслуживание и ремонт
Чтобы иметь возможность использовать и обслуживать разнообразное оборудование, необходима координация с несколькими сторонами – органами закупок, промышленностью, пользователями – иногда параллельно, поскольку цепочки поставок могут быть многочисленными и даже серьезно сложными. Более того, в некоторых случаях производственные мощности могут оказаться недостаточными для удовлетворения темпов роста потребностей.
155-мм гаубицы M777 и боеприпасы к ним были одними из первых важнейших единиц артиллерийской техники, поставленных в Украину. Они позволили извлечь некоторые из первых уроков, касающихся организации технического обслуживания и ремонта в условиях боевых действий высокой интенсивности. M777, наряду с другими гаубицами стандарта НАТО и разнообразным другим оборудованием, может пострадать от чрезмерного использования. Это вызывает необходимость улучшения стратегии технического обслуживания в конфликтах такого типа. В условиях, когда ремонтные предприятия в Украине могут легко стать мишенью, задача, стоящая как перед Украиной, так и перед ее поставщиками оборудования, заключается в поиске подходящих альтернатив и инновационных решений для защиты логистических объектов и запасов.
Аналогичным образом, по мнению министра обороны Польши Мариуша Блащака, основная проблема в обеспечении Украины западными танками — это запчасти. Как сообщает Polsat News, переговоры между министром Блащаком и министром обороны Германии Борисом Писториусом были запланированы на полях встречи министров обороны ЕС в Стокгольме для решения этого вопроса в отношении танков Leopard 2. В марте 2023 года Блащак также заявил, что Польша готова открыть на своей территории сервисный центр для ремонта и обслуживания поставленных в Украину ОБТ Leopard 2. Это было подтверждено в апреле на полях встречи министров обороны стран НАТО в Рамштайне, когда Германия, Польша и Украина подписали соглашение о техническом обслуживании.
Стандартизация и совместимость
Полная картина необходимых узлов по техническому обслуживанию и ремонту украинского оборудования неизвестна по причинам, чувствительным к эксплуатации, но, учитывая разнообразие оборудования, вероятно, оно будет сложным и распределенным. С этой точки зрения украинский опыт является наиболее практичным напоминанием о том, что постоянно повторяется на уровне НАТО и ЕС на протяжении более 20 лет – «избегать дублирования» и «способствовать оперативной совместимости и стандартизации».
Разнообразие оборудования, поставляемого Украине, также является проверкой степени и ограничений совместимости и стандартизации. Вероятно, только после окончания войны проявится полная картина извлеченных здесь уроков. Хотя большая часть оборудования стран НАТО совместима, это не означает, что все оборудование стандартизировано и совместимо.
Хотя это и полезно, следует отметить, что нет смысла стандартизировать все. На встрече национальных директоров по вооружениям государств-членов Контактной группы по обороне Украины в сентябре 2022 года была признана важность стандартизации систем и боеприпасов для создания большего количества взаимозаменяемых и совместимых систем. Однако д-р Уильям ЛаПланте, заместитель министра обороны США по закупкам и снабжению, также предположил, что стандартизацию необходимо обеспечить в первую очередь «там, где это имеет смысл», например, 155-мм артиллерийские снаряды для гаубицы M777.
Накопление запасов логистики
Как и в других секторах, производственная стратегия «точно в срок» также доказала свою ограниченность в оборонном секторе. После холодной войны накопление запасов стало довольно непопулярным, поскольку считалось, что его содержание дорого обходится, и поощряло перепроизводство. Были сокращены запасы боеприпасов и запасных частей, а также были реализованы стратегии, обеспечивающие более рентабельное производство и поставки. Хотя достижение экономической эффективности и предотвращение перепроизводства должно оставаться целью, стратегии достижения этой цели, вероятно, должны быть пересмотрены и должны включать экономически эффективное накопление запасов.
Логистические стратегии
Доктрины и концепции логистики необходимо адаптировать к реалиям и инструментам современной войны: прицельный огонь дальнего действия, дроны и другие инструменты наблюдения и обнаружения целей сделали запасы и логистические центры более уязвимыми. Технологии маскировки и камуфляжа также развивались. Все эти факторы необходимо учитывать в контексте многодоменных операций. Появились новые концепции, такие как «распределенные операции по обеспечению поддержки», которые, похоже, лучше подходят для решения сегодняшних задач на поле боя.
Укрепление экономики логистики
Обеспечение вышеупомянутого «моста между развернутыми силами и промышленной базой» означает логическую преемственность между производственной логистикой, эксплуатационной и оперативной логистикой в рамках краткосрочного, средне- и долгосрочного планирования потенциала, что отражает доктрину, военную и промышленные потребности нации или группы наций.
Война в Украине вызвала быструю адаптацию планирования возможностей, в том числе на уровне производственной логистики. Это может даже спровоцировать полное переосмысление промышленных стратегий с последствиями, выходящими за рамки оборонного сектора. Широко обсуждаемая проблема нехватки боеприпасов может также поставить вопрос о том, было ли планирование потенциала после холодной войны достаточно тщательным с учетом возможных сценариев, которые могут возникнуть.
Война в Украине также имела несколько моментов, которые повлияют на то, как мы думаем о логистике помимо военной. Во-первых, конфликт вызвал беспрецедентный уровень единства на европейском уровне, что способствовало быстрому принятию решений по усилению европейской обороны. При других обстоятельствах это, вероятно, заняло бы гораздо больше времени. Это иллюстрирует план Комиссии ЕС по увеличению европейского оборонного производственного потенциала посредством Закона об укреплении европейской оборонной промышленности посредством общих закупок.
Война также стала горьким осознанием того, что нам необходимо больше инвестировать в промышленные производственные мощности и лучше защищать наши цепочки поставок. Война серьезно подорвала последнюю почти во всех экономических сферах и усугубила существующие проблемы, которые стали очевидными во время пандемии COVID. Таким образом, странам трансатлантического пространства необходимо переосмыслить свои промышленные стратегии, а также скоординировать действия и пересмотреть приоритеты, где это необходимо.
Выводы
Украинский опыт стал уроком современной войны, который побудил адаптировать логистические доктрины к ее реалиям. Это заставило Украину и ее западных союзников искать инновационные решения для обеспечения непрерывности между операционной, эксплуатационной и производственной логистикой в новых сценариях и новыми способами. Общие ценности и цели могут помочь преодолеть многие практические логистические проблемы. Война послужила напоминанием о важности почти забытых концепций, таких как накопление запасов. Помимо техники, самым важным активом являются люди, их подготовка и образование. Это ответственность не только военных, но и нашей системы образования в целом. Это должно стимулировать размышления и принятие мер по укреплению нашей промышленности и стимулированию нашей экономики в долгосрочной перспективе. Наконец, война продемонстрировала преимущества единства.