Удастся ли ЕС профинансировать экспорт украинского зерна?
ЕС находится под давлением, поскольку средства для поддержки экспорта украинского зерна по железной дороге кажутся скудными. Атаки на украинские дунайские порты делают ситуацию очень сложной и заставляют железную дорогу выполнять экспортные задачи. Однако железнодорожные перевозки значительно дороже морских перевозок, и украинские экспортеры уже борются и просят у ЕС финансовой поддержки. Это происходит в то время, когда Украинские железные дороги начинают свои первые рейсы в западном направлении в Польшу с помощью своей новой дочерней компании UZ Cargo Poland.
Как повлиял срыв «Зеленого курса» на экспорт украинского зерна
После срыва «Зеленого курса», основное внимание украинской сельхозпродукции вернулось к железнодорожным и баржным перевозкам как средству облегчения экспорта зерна. Первоначальный план предусматривал железнодорожные перевозки в основном через Молдову и, во вторую очередь, через Польшу. Кроме того, на реке Дунай будут задействованы баржи, чтобы превратить украинские, молдавские и румынские дунайские порты в центры экспорта зерна вместе с румынским портом Констанца.
Тем не менее, нападения на инфраструктуру украинского порта на Дунае сделали транспортировку на баржах довольно сложной и небезопасной. Поэтому железная дорога постепенно становится вариантом с односторонним движением. Андрей Дыкун, председатель Украинского аграрного совета, сообщил, что Молдавские железные дороги предоставили свои услуги Украине со скидкой, которая может снизить высокие издержки, с которыми сталкиваются украинские экспортеры.
Однако в текущей ситуации молдавский маршрут не может вместить все объемы зерна, которые экспортирует Украина. Следовательно, маршрут Украина-Польша возвращается в центр внимания, как и все связанные с ним вопросы. С другой стороны, новая услуга Украинских железных дорог, которая включающая порт Гданьск, дает определенный повод для оптимизма.
Поиск финансирования необходимого на экспорт зерна
Переход с морского транспорта на железнодорожный снова влечет за собой дополнительные расходы, которые не устраивают украинских экспортеров. Именно поэтому Министерство сельского хозяйства Украины направило официальное письмо главе ЕС по торговле Валдису Домбровскису с просьбой оказать финансовую помощь Еврокомиссии в покрытии дополнительных транспортных расходов, которые, согласно сообщению Reuters, составляют дополнительные 30-40 долларов США за тонну.
В том же отчете утверждается, что ЕС далек от того, чтобы удовлетворить такой запрос, а цитаты из анонимных источников в Комиссии утверждают, что решения нет. Кроме того, они упоминают, что ЕС уже пытался упростить процесс экспорта зерна, установив специальный тарифный режим для Украины, что, к сожалению, не дало желаемых результатов и привело к тому, что пять стран-членов ЕС, включая Польшу, запретили импорт украинского зерна.
Следовательно, ЕС в настоящее время находится в тупике. Польша и другие государства, которые запретили импорт украинского зерна, добиваются дальнейшего продления запрета после 15 сентября. Пока не будет найдено решение по этому вопросу, облегчение экспорта железных дорог и сокращение затрат кажется маловероятным. Было предложено больше маршрутов, чтобы помочь экспорту зерна по железной дороге: Литва стремится создать Балтийский экспортный коридор, а Греция и Болгария готовы переместить часть объемов из Молдовы и Румынии через болгарскую железнодорожную сеть в направлении греческого порта Александруполис. Однако обе идеи не готовы к реализации, так как также влекут за собой значительно более высокие затраты с учетом смены колеи и нехватки оборудования.
Украинские железные дороги запускают новую услугу для экспорта
Пока все размышляют, как найти выход из ситуации, Укрзализныця принимает меры. Государственная железнодорожная компания уже запускает свою новую польскую дочернюю компанию UZ Cargo Poland с новым сервисом в порт Гданьске. Новый интермодальный сервис соединит Гданьск с Киевом, Одессой, Днепром и Винницей. Пограничные переходы, используемые для новой услуги, включают Ягодин, Изов, Мостиску и Чоп. Однако не все они приведут в Гданьск, так как некоторые поезда также соединятся с другими европейскими железнодорожными коридорами.
Оператором услуги будет Транспортный центр Лиски, филиал Украинских железных дорог, а вся работа была организована и будет осуществляться при участии UZ Cargo Poland, Laude Smart Intermodal и PKP Cargo Connect.