Трудовая миграция в Польше

В связи с предстоящими парламентскими выборами в Польше политики все чаще начала интересовать трудовая миграция. Пришло время для Польши принять инклюзивную иммиграционную политику, учитывающую экономических мигрантов, беженцев и польское общество.

Миграция. Польша как иммиграционная страна

За последнее десятилетие Польша претерпела превращение из страны эмиграции в страну иммиграции. К концу 2021 года в системе социального обеспечения (ZUS) было зарегистрировано 875 090 иностранцев для пенсионного и инвалидного страхования, что является значительным скачком по сравнению с 184 188 в 2015 году. Эта статистика не включает все группы, такие как дети или люди, не работающие. Только немного более 4% иностранцев, уплачивающих взносы в ZUS, приехали из стран ЕС. Почти 72% составляли украинцы. Из этой группы 66% составляли мужчины. Согласно барометру экономической иммиграции в 2019 году экономически активные граждане Украины работали в основном в строительстве, сельском хозяйстве, сфере услуг (гостиничный бизнес, уход за детьми, здравоохранение); только 2% украинцев работали в профессиях, требующих высшего образования (инженерия, информационные технологии, медицина). Это в значительной мере отражало потребности польского рынка труда.

Миграция украинцев в Польшу

С началом войны в Украине мы наблюдаем приток людей, различных по своему характеру, демографической структуре и масштабам. Согласно данным системы PESEL к концу лета 2022 года, оценивается, что на тот момент в Польше находилось почти 1,5 миллиона новоприбывших беженцев из Украины, из которых 46% составляли взрослые женщины и 46% — дети. Это существенное структурное отличие по сравнению с предыдущими потоками, представляющее совершенно другие вызовы. Данные, собранные Центром исследования миграции летом 2022 года, свидетельствуют о том, что 3/4 из них имеют высшее образование, более половины платили за аренду квартиры на момент исследования, не пользовались помощью государства или поляков, 53-59% имели доход от заработка, 55-57% имели работу на момент опроса; 10-15% все еще работали удаленно для работодателя в Украине. В этой группе наблюдается профессиональная поляризация: 38-40% неквалифицированных профессий, но в то же время 20-22% специалистов.

Неопределенность, связанная с ситуацией в Украине, затрудняет оценку ожидаемой продолжительности пребывания украинских беженцев в Польше. Однако известно, что они не покинут Польшу скоро, а со временем это будет им делать все труднее из-за новообразованных связей.

В то же время экономические иммигранты являются и будут необходимыми для Польши. Ожидается, что Польша будет все больше обращаться к дальним странам в поисках дешевой рабочей силы. Это связано с пока что относительно хорошей ситуацией на рынке труда и неблагоприятными демографическими тенденциями. По оценкам, в период с 2020 по 2025 годы количество трудоспособного населения сократится на 850 тысяч человек (3,8%). Польша уже сталкивается с значительным дефицитом рабочей силы, особенно в сферах ухода, здравоохранения, транспорта и строительства (профессиональный барометр).

Вызовы и возможности, которые предоставляет миграция

Экономическая миграция и волна беженцев создают серьезные вызовы для экономики и общества. Однако, при правильном управлении они также могут быть полезными.

Исследования не свидетельствуют о росте безработицы или снижении заработной платы из-за этого. Кроме того, иммигранты часто не обременяют социальную систему, так как они относительно молоды, и поэтому не пользуются избыточной медицинской помощью и не получают пенсии. Однако это средний эффект. Граждане, которые наиболее близки к иммигрантам по характеристикам работы (и, следовательно, конкурируют с ними), могут проиграть в иммиграции. Это со временем приводит к напряженности и открытой антипатии со стороны общества. В то же время иммигранты, которых игнорируют, также со временем выражают свое недовольство, особенно в случае отсутствия трудовых прав и низкой заработной платы.

Напряжение также может поддерживаться СМИ и социальными сетями. В случае волны беженцев из Украины дополнительным сложным элементом является ее темп и масштабы, а также то, что это население прибыло неподготовленным и требует большей поддержки, чем экономические мигранты. Недавняя волна беженцев создала нагрузку на многие системы польской экономики, которые уже были значительно напряжены, например, системы образования, здравоохранения и жилья. Большинство предоставляемой помощи являются специализированными и имеют временный характер, поэтому существует риск истощения ресурсов.

Необходима большая государственная поддержка

В то же время в этой группе есть огромный трудовой потенциал благодаря высокому уровню образования, относительной самостоятельности, желанию и праву на работу. Следует помнить, что в послевоенный период, во время реконструкции, будет полезно вернуть это население в интересах Украины.

Государство обязано заботиться о своих гражданах и иммигрантах, особенно если оно в них нуждается.

Необходимость миграционной политики в Польше. Департамент анализа и миграционной политики Министерства внутренних дел и администрации начал работу над разработкой миграционной политики.

Последствия миграционной политики зависят от ее направления и структуры. Любые правила приводят к отбору среди потенциальной рабочей силы. Поэтому необходимо проанализировать и четко определить потребности Польши в рабочей силе, учитывая их профессиональный профиль.

Одной из потенциальных целей для Польши может быть повышение производительности. Эту политику также следует регулярно обновлять. По мнению экспертов, в Польше стоит привлекать продуктивных, молодых работников с дефицитными навыками. Также следует поддерживать иммигрантов. Основными шагами были бы:

1) упрощение процедур

2) гарантирование прав на смягчение риска неофициального трудоустройства и низких заработных плат

3) обеспечение жилья, поскольку легальные иммигранты, как правило, лучше интегрированы

Мы также предлагаем распространение разрешений на работу, упрощенный путь от декларации до разрешения и от разрешения до карты постоянного проживания, а также возможность привезти семью. Для беженцев из Украины эти процедуры, безусловно, упрощены, но пока что временные. Сколько будет продолжаться предоставленная им защита, неизвестно. Другим группам нужна поддержка.

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

добавить XACKI на главный экран