Трудовая миграция в Польше
В связи с предстоящими парламентскими выборами в Польше политики все чаще начала интересовать трудовая миграция. Пришло время для Польши принять инклюзивную иммиграционную политику, учитывающую экономических мигрантов, беженцев и польское общество.
Миграция. Польша как иммиграционная страна
За последнее десятилетие Польша претерпела превращение из страны эмиграции в страну иммиграции. К концу 2021 года в системе социального обеспечения (ZUS) было зарегистрировано 875 090 иностранцев для пенсионного и инвалидного страхования, что является значительным скачком по сравнению с 184 188 в 2015 году. Эта статистика не включает все группы, такие как дети или люди, не работающие. Только немного более 4% иностранцев, уплачивающих взносы в ZUS, приехали из стран ЕС. Почти 72% составляли украинцы. Из этой группы 66% составляли мужчины. Согласно барометру экономической иммиграции в 2019 году экономически активные граждане Украины работали в основном в строительстве, сельском хозяйстве, сфере услуг (гостиничный бизнес, уход за детьми, здравоохранение); только 2% украинцев работали в профессиях, требующих высшего образования (инженерия, информационные технологии, медицина). Это в значительной мере отражало потребности польского рынка труда.
Миграция украинцев в Польшу
С началом войны в Украине мы наблюдаем приток людей, различных по своему характеру, демографической структуре и масштабам. Согласно данным системы PESEL к концу лета 2022 года, оценивается, что на тот момент в Польше находилось почти 1,5 миллиона новоприбывших беженцев из Украины, из которых 46% составляли взрослые женщины и 46% — дети. Это существенное структурное отличие по сравнению с предыдущими потоками, представляющее совершенно другие вызовы. Данные, собранные Центром исследования миграции летом 2022 года, свидетельствуют о том, что 3/4 из них имеют высшее образование, более половины платили за аренду квартиры на момент исследования, не пользовались помощью государства или поляков, 53-59% имели доход от заработка, 55-57% имели работу на момент опроса; 10-15% все еще работали удаленно для работодателя в Украине. В этой группе наблюдается профессиональная поляризация: 38-40% неквалифицированных профессий, но в то же время 20-22% специалистов.
Неопределенность, связанная с ситуацией в Украине, затрудняет оценку ожидаемой продолжительности пребывания украинских беженцев в Польше. Однако известно, что они не покинут Польшу скоро, а со временем это будет им делать все труднее из-за новообразованных связей.
В то же время экономические иммигранты являются и будут необходимыми для Польши. Ожидается, что Польша будет все больше обращаться к дальним странам в поисках дешевой рабочей силы. Это связано с пока что относительно хорошей ситуацией на рынке труда и неблагоприятными демографическими тенденциями. По оценкам, в период с 2020 по 2025 годы количество трудоспособного населения сократится на 850 тысяч человек (3,8%). Польша уже сталкивается с значительным дефицитом рабочей силы, особенно в сферах ухода, здравоохранения, транспорта и строительства (профессиональный барометр).
Вызовы и возможности, которые предоставляет миграция
Экономическая миграция и волна беженцев создают серьезные вызовы для экономики и общества. Однако, при правильном управлении они также могут быть полезными.
Исследования не свидетельствуют о росте безработицы или снижении заработной платы из-за этого. Кроме того, иммигранты часто не обременяют социальную систему, так как они относительно молоды, и поэтому не пользуются избыточной медицинской помощью и не получают пенсии. Однако это средний эффект. Граждане, которые наиболее близки к иммигрантам по характеристикам работы (и, следовательно, конкурируют с ними), могут проиграть в иммиграции. Это со временем приводит к напряженности и открытой антипатии со стороны общества. В то же время иммигранты, которых игнорируют, также со временем выражают свое недовольство, особенно в случае отсутствия трудовых прав и низкой заработной платы.
Напряжение также может поддерживаться СМИ и социальными сетями. В случае волны беженцев из Украины дополнительным сложным элементом является ее темп и масштабы, а также то, что это население прибыло неподготовленным и требует большей поддержки, чем экономические мигранты. Недавняя волна беженцев создала нагрузку на многие системы польской экономики, которые уже были значительно напряжены, например, системы образования, здравоохранения и жилья. Большинство предоставляемой помощи являются специализированными и имеют временный характер, поэтому существует риск истощения ресурсов.
Необходима большая государственная поддержка
В то же время в этой группе есть огромный трудовой потенциал благодаря высокому уровню образования, относительной самостоятельности, желанию и праву на работу. Следует помнить, что в послевоенный период, во время реконструкции, будет полезно вернуть это население в интересах Украины.
Государство обязано заботиться о своих гражданах и иммигрантах, особенно если оно в них нуждается.
Необходимость миграционной политики в Польше. Департамент анализа и миграционной политики Министерства внутренних дел и администрации начал работу над разработкой миграционной политики.
Последствия миграционной политики зависят от ее направления и структуры. Любые правила приводят к отбору среди потенциальной рабочей силы. Поэтому необходимо проанализировать и четко определить потребности Польши в рабочей силе, учитывая их профессиональный профиль.
Одной из потенциальных целей для Польши может быть повышение производительности. Эту политику также следует регулярно обновлять. По мнению экспертов, в Польше стоит привлекать продуктивных, молодых работников с дефицитными навыками. Также следует поддерживать иммигрантов. Основными шагами были бы:
1) упрощение процедур
2) гарантирование прав на смягчение риска неофициального трудоустройства и низких заработных плат
3) обеспечение жилья, поскольку легальные иммигранты, как правило, лучше интегрированы
Мы также предлагаем распространение разрешений на работу, упрощенный путь от декларации до разрешения и от разрешения до карты постоянного проживания, а также возможность привезти семью. Для беженцев из Украины эти процедуры, безусловно, упрощены, но пока что временные. Сколько будет продолжаться предоставленная им защита, неизвестно. Другим группам нужна поддержка.