Польский рынок труда. Удалось ли украинцам адаптироваться?
Волна мигрантов из Украины стала вызовом для польской системы помощи, но также и надеждой для рынка труда. Спустя почти год после начала войны можно анализировать, насколько украинцы влились в рабочий процесс.
В Польшу из Украины после 24 февраля приехало более 8,5 млн человек, но одновременно в обратном направлении уехало более 6,7 млн человек. Эта статистика свидетельствует о том, что подавляющее большинство военных мигрантов ищут в Польше лишь временное пристанище. Хотя, как отмечают, в 2022 году номер PESEL получили около 1,5 млн граждан Украины . А это говорит о том, что некоторые планируют остаться в Польше дольше.
«Люди, в свою очередь, заинтересованы в стабильной занятости с нормальным рабочим днем»
Подчеркивает Войцех Рыбицки, директор по развитию бизнеса LeasingTeam Group. Он добавляет, что в настоящее время доминирующей формой трудоустройства является договор поручения, в первую очередь в сфере производства, логистики и торговли.
В поисках стабильности
По данным Минтруда, к декабрю 2022 года в стране легально трудоустроено более 766 тысяч мигрантов.
И еще до начала конфликта украинцы составляли большинство. Благодаря поправке в закон об иностранцах, а затем и в специальный закон, трудоустройство украинцев упростилось.
«Если бы не война, возможно, некоторые инженеры, IT-специалисты, врачи или учителя никогда бы не подумали об эмиграции».
Говорит Томаш Богдевич, генеральный директор Gremi Personal. Он указывает, что сегодня положение украинцев иное, чем в конце февраля. Изначально по экономическим причинам люди соглашались на любую работу. С ее помощью они выиграли время, чтобы адаптироваться к польской действительности. Сейчас все больше и больше мигрантов пытаются вернуться к своей обычной специальности.
Ключевое — знание языка
Если для рабочих специальностей язык не так важен, то с высококвалифицированной работой дело обстоит иначе, и тут возникают проблемы и нехватка специалистов.
Языковой барьер выливается в то, что лишь некоторые граждане Украины работают в соответствии со своими компетенциями.
Катажина Шостакевич, эксперт по рынку труда, руководитель по подбору иностранцев в Manpower, указывает, что беженцы лишь частично заполнили пробелы на польском рынке труда.
«Беженцы по-прежнему в основном женщины и дети, которые согласно законодательству не смогут пойти на тяжелую работу. Занятость также сильно варьируются – в то время как люди, приехавшие индивидуально, были готовы взяться практически за любую работу, в случае с теми, кто приехал с детьми, они выбирали разовую работу или одну-две смены. Здесь важно было обеспечить уход за детьми, и тут все было не так просто».
Многое сделано на законодательном уровне для облегчения работы иностранцев в соответствии с их квалификацией. Речь идет, например, о правилах, действующих с 30 декабря 2020 года, которые позволяют им приступать к работе в польской системе здравоохранения по новым, более простым правилам. На врачей, дантистов, медсестер, акушерок и фельдшеров распространялся специальный закон. Этот закон применялся и после начала войны. Результат: на данный момент насчитывается почти 2000 сотрудников -врачей из-за рубежа, половина из которых украинцы.
Также на рынке существует тенденция, что люди берутся за работу по профессии, но на более низком уровне, — описывает Агнешек Петрасик, исполнительный директор Hays Poland. И он приводит пример бухгалтеров, которые работают финансовыми помощниками в Польше. Для них это временное решение на время изучения польского языка и ознакомления с бизнес-средой и законодательством.
Думая о возвращении
Агентство по трудоустройству OTTO Work Force Central Europe решило проверить, как сегодня сами украинцы оценивают трудоустройство в Польше. И так: 79 процентов респондентов говорят, что довольны своей работой. Для 60 процентов разлучение с семьей является самым тяжелым в повседневной жизни. Неудивительно, что 49% намерены вернуться в Украину, как только война закончится. Только что опубликованные результаты также показывают, что 40% опрошенных ожидали бы большей системной поддержки со стороны Польши в области изучения польского языка, так как вышеупомянутый языковой барьер является препятствием, на которое они чаще всего указывают.
Эксперт по трудовым ресурсам описывает, что сегодня можно выделить две группы беженцев, которые приезжают сюда с просьбой о помощи в трудоустройстве. К первым относятся кандидаты, открыто сообщающие о том, что ищут подработку. Они верят, что когда ситуация на восточной границе успокоится, они наладят свою прежнюю жизнь дома. На данный момент они в основном ожидают проживания, желательно со всей семьей, социальной поддержки и вознаграждения, которые обеспечат их существование в Польше.
Вторую группу составляют беженцы, решившие остаться в Польше, желающие добиться социального статуса, аналогичного тому, который они оставили на родине. В основном они рассчитывают на возможность дальнейшего развития и совершенствования компетенций, например, присвоение новых технических квалификаций.
Томаш Дудек, управляющий директор OTTO Work Force Central Europe, отмечает, что беженцам на рынке труда помогали друзья и члены семьи, которые ранее работали в Польше. Согласно цитируемому отчету компании, наибольшее количество людей, целых 44 процента, нашли работу по рекомендации родственников.
Из-за конфликта в Украине на польском рынке труда наблюдается нехватка кадров, в основном мужских профессий, требующих физической силы или специальной квалификации. Самыми востребованными в 2022 году были производственные рабочие, в основном в автомобильной и логистической отраслях. Больше всего нужны были грузчики и комплектовщики заказов, — описывает он. Он добавляет, что эти пробелы не были заполнены.
С ним согласен Даниэль Сола, директор международных проектов агентства по трудоустройству Trenkwalder: надо помнить, что до начала войны эмиграция из Украины была типичной, на работу.
«В Польшу приезжали в основном мужчины, и они идеально соответствовали спросу, например, в сфере производства или логистики. После 24 февраля это военная эмиграция — женщины, дети и старики. Не все рабочие места, которые занимают мужчины из Украины, могут быть адаптированы для женщин. Это относится к работам, требующим поднятия тяжестей и физической силы, описывает он. В других случаях, как мы слышим, можно предпринять какие-то попытки. Например, агентство Trenkwalder представило программу профессиональной активации для украинских женщин под слоганом «Женщины на погрузчиках». Это предложение бесплатных курсов обучения, которые дают вам квалификацию оператора вилочного погрузчика (UDT) и трудоустройство у местных деловых партнеров».
Украинские компании в Польше
В Польше открывается все больше украинских компаний. По состоянию на конец 2022 года, там было зарегистрировано более 10 тысяч таких бизнесов. Это увеличивает потребность специалистов со знанием украинского языка.
Канал 24 приводит список украинских компаний, которые сейчас ищут сотрудников в Польше:
- Нова Пошта
- Розетка
- Haski Managment
- Monobank
- ДІЯ.Бізнес
- ДП «Документ»
- Український Католицький Інститут
- Мережа GastroFamily (Білий налив, БПШ, Mushlya)
- Чорноморка
- Галя Балувана
- П’яна вишня
- Gaga
- Три ведмеді
- Лімо
- Spell Chocolate
- Будівельна компанія Євродім / Нова та інші.
Украинцы в Польше желают работать с украинскими компаниями, по меньшей мере, из-за возможности оказаться в привычной языковой среде. К тому же это возможность получить хорошую должность без знания польского языка и работать по квалификации не ниже, чем в Украине.