Бизнес в Украине возвращается к довоенному уровню работы. Как реагируют украинские компании?
Компания Хаски занимается аутсорсингом складского персонала, и в этом году мы заметили, что бизнес в Украине возвращается к довоенному уровню работы. Мы спросили у владельцев бизнеса, какие изменения они заметили, с чем это связывают и как реагируют украинские компании.
Менеджер по продажам компании “Хаски Менеджмент” Владислав Шелепало
В последние годы мы наблюдали значительные изменения в бизнес-циклах, вызванные полномасштабным вторжением и его последствиями. До войны декабрь всегда был пиковым месяцем для бизнеса, так как накануне новогодних и рождественских праздников значительно рос спрос и, соответственно, увеличивалось количество заказов для нашей компании. В январе же традиционно наблюдался спад активности, когда люди отдыхали после праздников.
Однако в военный период сезонность нарушилась: из-за общего падения экономической активности и реструктуризации бизнеса объемы работы постепенно восстанавливались, и разделение на «пиковые» и «спокойные» периоды было менее заметным.
Сейчас мы видим, что наши клиенты возвращаются к довоенному уровню работы. Предприятия восстановили свои объемы, завершили релокацию складов и оптимизировали процессы. В этом контексте декабрь 2024 года оказался довольно показательным, так как мы снова заметили сезонный рост заказов, характерный для довоенного времени. Это свидетельствует о постепенной стабилизации рынка.
Я прогнозирую, что 2025 год будет очень похож на 2021 по сезонности и объемам. Декабрь останется пиковым периодом, тогда как январь — более спокойным месяцем. Это положительная тенденция, которая говорит о постепенном восстановлении экономики и росте активности в разных отраслях.
Руководитель компании Rivne Solar Group Андрей Козиков
Мы занимаемся строительством солнечных станций и систем резервного питания для частных домохозяйств, поэтому во время отключений электроэнергии в декабре наша работа была очень активной. В данный момент спрос немного снизился, мы завершаем работы по действующим контрактам, но запрос клиентов изменился.
Если раньше основным запросом было обеспечение резервного питания для дома на период отключений от 4 до 8 часов в день, то сейчас клиенты больше интересуются будущим повышением тарифов на электроэнергию и рассчитывают, насколько альтернативные источники энергии смогут им помочь в этом.
Директорка компании “Де Визу” Светлана Кобылынская
Моя компания работает в сфере консалтинга. Анализируя количество заказов в декабре, значительного спада не произошло, но все сделки, так или иначе связанные с заключением договоров и их регистрацией в государственном реестре, были приостановлены. Уже сейчас клиенты интересуются возможностью возобновления сотрудничества после открытия реестров.
Product Owner Polaclub Владимир Гресько
Конец ноября для Polaclub — это настоящий старт сезона продаж. Клиенты активно готовятся к праздникам, выбирая фотоаппараты в подарок, в частности наборы Instax Mini и Polaroid Now с пленкой. В цифрах это выглядит так:
– В 2022 году продажи выросли на 283,61% по сравнению с ноябрем.
– В 2023 году — на 217,44%, а в 2024 году — на 225,48%.
– В 2024 году мы удвоили продажи благодаря исследованию поведенческих привычек клиентов, ретеншн-маркетингу, персонализированным предложениям и кросс-продажам.
Идеи подарков для Gen Z и поколения Alpha, в частности камеры Instax Mini Evo + цветная пленка, которая подчеркивает ретро-эстетику, популярную у Gen Z, помогли нам увеличить лояльность на +192,62% и привлечь новых фанатов на +239,12%.
Фокус на устойчивое развитие, социальную позицию Polaclub и поддержку локальных инфлюенсеров, таких как сообщество «ШуМить», — это то, что помогает нам не только сохранять спрос, но и развивать комьюнити фотографов. Мы сразу же присоединились и распространили новость о черкасской художнице Веронике Моль относительно моментального снимка разрушенного российской агрессией дома в Киеве, который Polaroid выбрал одним из самых интересных в 2023 году.
После 1 января спрос снижается до уровня ноября, достигая минимума в феврале. Мы используем это время для совершенствования сайта, анализа данных и создания нового опыта для наших клиентов.