Новый экспортный маршрут из Украины Дунаем

В Украине планируют использовать дополнительный маршрут для экспорта товаров через реку Дунай. Мы спросили у экспертов по логистике, поможет ли такой маршрут обойти польскую блокаду?

Маршрут не новый!

Заместитель директора компании ТОВ «Реал-тренд» Сергей Гриценко комментирует ситуацию так:

Дунай не является новым экспортным маршрутом. Он в течение длительного времени с 2022-2023 годов заменял отсутствие и существенные ограничения украинских Черноморских портов. И маршрут через Дунай естественным образом стал менее использоваться после того, как благодаря действиям ВСУ блокада портов Одессы была снята. Путь через Польшу не является заменой Дуная и Одессы, это дополнительный способ реализации небольшого объема продукции. Тем более, зерно не экспортируется в Польшу, оно транзитом направляется в основном в страны Прибалтики и Германию.

А польская блокада требует принципиального политического решения, так как протестующие требуют изменения директив ЕС о свободной торговле, и с нашей стороны у нас есть поддержка как со стороны Брюсселя, так и других влиятельных столиц (потенциально видят нас в составе ЕС), но неопределенность и неспособность польского правительства создают хаос, который мы видим по репортажам с границы. На каком-то этапе этот юридический нигилизм может привести к огромному числу исков с нашей стороны к польским, а возможно, и европейским институциям.

Маршрут через Румынию, как еще одна альтернатива

Своё мнение также высказал независимый эксперт, кандидат экономических наук Александр Хмелевский:

Блокада польской границы, вызванная как водителями, так и фермерами, приносит огромный ущерб экономике Украины. Поскольку ситуацию не удается урегулировать уже в течение нескольких месяцев, необходимо искать другие маршруты как для экспорта украинской продукции за границу, так и для поставок зарубежных товаров в Украину.

Украина с 2022 года активизировала связи с Румынией, которая является более предсказуемой, чем Польша. После выхода России из соглашения о зерновом коридоре значительная часть наших товаров экспортируется через Румынию. В частности, через дунайские порты Измаил, Рени и другие, украинские товары перевозятся в румынские порты. Румынский порт Констанца уже стал центром перевалки украинских товаров. Оттуда нашу продукцию морским путем доставляют в различные страны мира.

Однако по Дунаю доставляются наши товары и в Европу, в том числе в Австрию и Германию. В настоящее время из-за блокады польской границы существует необходимость развивать этот маршрут. Конечно, маршрут доставки товаров в Европу через Дунай является более долгим и сложным, приходится перегружать грузы в портах. Стоимость такой доставки значительно выше, чем через Польшу. Тем не менее другого выхода нет. Многодневные ожидания на польской границе приводят к значительным расходам и повреждению груза. Поэтому, учитывая эти риски, лучше везти товары через Румынию.

Кроме Дуная, товары через Румынию можно везти и сухопутным путем. В настоящее время Румыния активно строит автомагистраль А7 «Autostrada Moldovei», которая свяжет столицу Бухарест с северными регионами страны. Этой автострадой можно будет перевозить грузы из Черновицкой области в глубь Европы.

Бывший председатель РДА, политический аналитик и юрист Дмитрий Франчук добавляет, что идея нового экспортного маршрута из Украины Дунаем имеет как преимущества, так и недостатки:

Преимущества маршрута:

  • Возможность обойти польскую блокаду: Этот маршрут позволит Украине экспортировать свою продукцию независимо от польской железнодорожной инфраструктуры.
  • Увеличение экспортных возможностей: Дунайский путь может открыть новые рынки для украинской продукции, в частности, в странах Черноморского и Средиземноморского регионов.
  • Создание новых рабочих мест: Развитие Дунайского пути может стимулировать создание новых рабочих мест в Украине.

Недостатки маршрута:

  • Необходимость инвестиций: Для реализации этого проекта требуются значительные инвестиции в модернизацию портовой инфраструктуры и глубоководного Дуная.
  • Бюрократия: Процесс согласования и внедрения нового маршрута может быть бюрократичным и затратным по времени.
  • Безопасность: Существуют риски, связанные с безопасностью судоходства по Дунаю, в том числе из-за минной угрозы.

Реальность реализации:

Реализация нового экспортного маршрута Дунаем возможна, но потребует значительных усилий со стороны Украины и мирового сообщества.

Первоочередной задачей является:

  • Обеспечение безопасности судоходства: Это требует разминирования Дуная и обеспечения безопасности судов.
  • Модернизация портовой инфраструктуры: Необходимо модернизировать порты и углубить Дунай, чтобы увеличить пропускную способность маршрута.
  • Привлечение инвестиций: Для реализации проекта требуются значительные инвестиции со стороны частного и государственного секторов.

Поможет ли маршрут обойти польскую блокаду?

Новый маршрут Дунаем может частично помочь обойти польскую блокаду. Но его пропускная способность не сможет полностью заменить польскую железнодорожную инфраструктуру. Однако он может существенно диверсифицировать украинские экспортные маршруты и уменьшить зависимость от Польши.

Важно отметить, что эффективность нового маршрута зависит от комплекса факторов, включая вышеупомянутые препятствия.

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

добавить XACKI на главный экран