Итоги 2023 года для логистики в Украине
Логистический бизнес назвал Топ-3 вызова 2023 года — рост расходов, нехватка кадров и блокирование судоходства. Такими являются результаты исследования Инфраструктурный индекс 2023, проведенного Европейской Бизнес Ассоциацией вместе с юридическими фирмами Arzinger и Sayenko Kharenko.
Вызовы 2023 года для логистики
Большинство опрошенных, а именно 84% компаний готовы возобновить логистику через морские пути после деблокады портов, при чем большинство готовы сделать это в кратчайшие сроки. В то же время 29% говорят, что для этого нужно будет привлечение дополнительного финансирования, в том числе государственной поддержки. В частности, речь идет о необходимости финансирования восстановления поврежденной портовой и железнодорожной инфраструктуры.
Наиболее актуальными инвестиционными проектами в Европе и Украине для рынка логистики второй год подряд респонденты назвали:
- развитие автомобильных путей, которые соединяют Украину и ЕС (с этим соглашаются 66% респондентов),
- развитие евроколеи на территории Украины (62% респондентов),
- строительство в Украине стратегических универсальных транспортных хабов (61%).
За прошлый год с 79% до 70% сократились количество респондентов, которые считают необходимым развивать сеть стратегических универсальных транспортных хабов в западных регионах Украины, которые могут выступать в качестве резерва мощностей. В то же время 26% считают, что это будут лишние инвестиции после возобновления судоходства в Черном море.
Аналогично, с 76% до 61% сократилось количество тех, кто считает целесообразным развивать проекты по развитию транспортной инфраструктуры (морские терминалы, железная дорога) европейских стран-соседей за счет украинских инвестиций. Сейчас 36% считают, что такая инфраструктура будет лишней и неокупаемой после открытия портов.
Почти половина опрошенных (46%) считают целесообразной приватизацию портовых терминалов в военное время. Из них 53% считают, что стоит увеличить количество существующих объектов приватизации за счет других портовых активов. Наиболее эффективным подходом к приватизации портовых активов 52% респондентов назвали пообъектную (потерминальную) приватизацию, в рамках которой отдельные терминалы порта могут выступать в качестве отдельных объектов приватизации.
Приоритетными направлениями развития в сфере дорожного хозяйства специалисты называют:
- увеличение пропускной способности автомобильных пунктов пропуска на границе (так считают 78% респондентов),
- развитие автомобильных дорог в рамках проекта Транс-европейськой транспортной сети TEN — T (73%),
- внедрение международных стандартов в строительстве дорог — FIDIC, независимые инженеры, и тому подобное (46%).
Для стабилизации рынка перевозок и логистики, по мнению бизнеса, власть должна сфокусироваться на разблокировании морских коммерческих перевозок и открытии украинских портов для всех видов грузов, обеспечении страхования рисков для инвесторов, а также строительстве и модернизации колей в направлении границы из ЕС и дунайских портов.