Как наладить складскую логистику: 3 урока от Генри Форда.

 Генри Форд – американский промышленник, изобретатель, основатель компании «Форд» (полное название – Ford Motor Company). Автоконцерн был основан еще в 1903 году, и до сих пор остается одним из наибольших и самых прибыльных. Успех компании стал возможным благодаря идеям ее основателя. Особенное внимание Генри Форд обращал на складскую логистику. Рациональное управление запасами продукции и эффективное использование складских помещений позволило компании и уменьшить расходы и оптимизировать производство. Продукция регулярно попадала на рынок, удовлетворяя спрос потребителей и принося автоконцерну беспрецедентную для того времени прибыль.
В этой статье мы расскажем о 3 историях успеха Генри Форда, что положительно повлияли на его собственную компанию. Эти уроки будут полезными для предпринимателей, которые стремятся наладить эффективные процессы в складской логистике своего бизнеса.

Урок №1. Бережно использовать ресурсы

Снижения расходов компании считается эффективным способом повышения прибыльности предприятия. Важную роль в экономии ресурсов играет оптимизация процессов. Направление Lean  широко применяют в складской логистике, сформировался благодаря одноименному подходу к производству.
Впервые lean-производство было использовано другой успешной автокомпанией – Toyota Motor Corporation.  Но немногие знают, что руководителя автоконцерна Таити Оный при создании этого подхода вдохновляли идеи именно Генри Форда.     
    Форд  стоял у истоков мировой автопромышленности. В начале прошлого века машин выпускалось мало, и были они дорогими. Генри Форд решил создать автомобиль, который будет доступен каждому. Но через ручной сборник создания автомобиля было длительным и дорогим. Тогда Форд решил внедрить конвейерное производство. Он разделил производство на этапы. Генри Форд закрепил сотрудников за каждым из них, и они собирали автомобиль по мере его движения, не теряя время и силы. Ускорив производство и оптимизировавши труд рабочих, Форд продолжал свои эксперименты над удешевлением своего продукта без ухудшения качества. Широко известна эта цитата Генри Форда:

«Любой клиент может получить автомобиль окрашенный в тот цвет, в какой он хочет – при условии, что этот цвет – черный».


Одинаковое окрашивание удешевляет производство. И это лишь один пример оптимизации операций. Как результат – автомобили выпускались миллионными сериями, а их стоимость была приятной для покупателя.
   Таити Оно создавал свою систему управления предприятием, опираясь на то, что любые потери на производстве – это проблема. Показав свою эффективность на производстве, этот метод распространился и на другие сферы. Основные положения относительно складской логистики можно сформулировать так:

  • скоротить трудовые и часовые избытки перемещения на складe;
  • оптимизировать размещение продукции;
  • иcпользовать складское помещение рационально;
  •  минимизыровать складские запасы;
  • постоянно совершенствовать складские процессы;
  • поощрать инициативу сотрудников относительно оптимизации работы состава.

 В наше время компании необходимо применять наиболее эффективные методы для получения конкурентного преимущества. В складской логистике крайне важны такие факторы, как скорость и качество. Благодаря применению принципов расчетливой логистики можно оптимизировать работу состава и повысить привлекательность услуг для клиентов.

Урок № 2. Планировать складские запасы

Генри Форд уделял много внимания разработке рационализируемой производственной цепочки от закупки сырья к доставке автомобиля. На то время это было настоящим прорывом. Тогда логистику рассматривали как статическую функцию, которая состоит преимущественно из транспортировки и хранения товара. Руководители больших предприятий не имели представления, как сильно это может повлиять на прибыльность компании. В сфере складской логистики Форд применил тот же принцип, что он использовал тот же принцип, что он использовал ко всей своей компании: решать задание быстро, эффективно, дешево и без ухудшения качества. Необходимые для производства материалы всегда доставлялись на заводы Форда точно в необходимых количествах. Основатель автоконцерна объяснял, что если морское судно вовремя доставит руду, которая впоследствии попадет на завод, то через двое суток будет готовый автомобиль, который вскоре будет куплен. В настоящий момент этот принцип можно трактовать так: нужные запчасти должны попадать в нужный момент и в нужном количестве на производственную линию. Это сокращает расходы и влияет на складскую логистику. Если сырье сразу же превращается в продукт и попадает на рынок сбыта, не нужно арендовать или покупать состав, вести учет остатков, проникаться за сохранение сырья. Также и хранить готовые автомобили, которые выпускались миллионными сериями, было экономически невыгодно.
  В книге «Моя жизнь и робота» Генри Форд сформулировал свое виденье этой ситуации:

«Держать на составе большое количество материалов мы не можем себе позволить, так же как накапливаться там готовым автомобилям. Все должно непрерывно двигаться к нам и от нас».

Он повторял, что длительное пребывание его продукта на составах не сможет удовлетворить спрос покупателей, а его компанию оставит без прибыли. Но с другой стороны, Генри Форд вспоминал, что необходимо всегда иметь в наличии страховые запасы.  Например, однажды завод, который поставлял Ford Motor Company детали, сгорел. Однако компания не могла остановить процесс производства автомобилей. Только благодаря тому, что на составе оставались страховые запасы, им удалось избежать простоя до тех пор, пока снабжения не наладились.

Урок № 3. Умение делегировать

Генри Форда можно назвать гениальным менеджером, но даже он в свое время допустился серьезной ошибки. Форд создал первую в мире многоуровневую вертикально интегрированную компанию. Дело в том, что он стремился контролировать движение своей продукции на всех этапах и лично проверять выполнение всех функций. Поэтому он покупал угольные шахты, железорудные месторождения, стеклодувные фабрики, и даже плантацию каучуконосов.Однако уже в 1927 году мировой рынок захватила другая автомобилестроительная корпорация General Motors (43,5%), а компании Генри Форда осталось менее чем 10%. Это стало возможным благодаря тому, что Альфред Слоун-младший, президент концерна-конкурента, использовал совсем другую стратегию. Он считал, что лучше передавать неосновные задания на аутсорсинг специализированным компаниям. Именно благодаря такому подходу General Motors смогли получить преимущество над Ford Motor Company. Форд осознал свою ошибку, и впоследствии независимые фирмы стали полноценными участниками снабженческо-сбытовой сети Ford Motor Company. Приоритеты в корпорации сместились от контроля на основе собственности к контролю на основе управления партнерскими отношениями. Это позволило сосредоточить финансовые ресурсы компании на производстве.

Выводы: чему можно научиться из опыта Генри Форда? 

Генри Форд был настоящим новатором в свое время. Он не изобретал принципиально новые решения, а лишь оптимизировал и максимально упрощал уже имеющиеся производственные процессы. В сфере складской логистики он внес те же принципы, что он использовал на своих заводах.А именно: наличие необходимой продукции в необходимом количестве, эффективное использование персонала и складского пространства, владения страховыми запасами, как залогом бесперебойного  предприяития.
   Понятно, история успеха Генри Форда была бы неполной без способности его основателя оставаться гибким и приспосабливаться к постоянно переменчивым внешним обстоятельствам. Когда он осознал, что даже его успешная компания не может быть полностью самодостаточной, он взял курс на делегирование заданий. В современном бизнесе аутсорсинг неосновных функций, таких как складская логистика, способствует повышению эффективности и прибыльности предприятия.



Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

добавить XACKI на главный экран